ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех сторон речи – звукопроизношения, словаря, грамматики, связной речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-х лет.
При ОНР 1 уровня активный словарь ребенка бедный и состоит из лепетных слов, звукоподражаний, отдельных слогов. Для общения используются жесты, мимика. Предложений в речи ребенка нет. При этом обращенную речь он понимает в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
ОНР 2 уровня характеризуется появлением в речи общеупотребительных слов, простых по конструкции или искаженных фраз. Согласование между словами в предложении практически отсутствует, предлоги пропускаются или используются неправильно. Словарный запас, звукопроизношение сильно отстает от возрастной нормы. Слоговая структура слова искажена: ребенок пропускает, переставляет звуки, слоги в словах.
При ОНР 3 уровня ребенок пользуется развернутой обиходной речью, его активный словарь заметно расширяется. При этом страдает грамматическое оформление речевого высказывания: ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов, падежных окончаний, нарушает порядок слов в предложении. Свободное общение затруднено. Ребенок искажает звукослоговую структуру слова, неверно произносит много звуков.